…я просматриваю сокровища древних мудрых мужей, которые оставили нам послание в своих сочинениях; и если мы встретим что-либо хорошее, заимствуем и считаем великой для себя прибылью...(Сократ)

вторник, 14 ноября 2017 г.

Обобщение опыта школы по формированию ИОС.


По словам А. Тофлера неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот,   кто не умеет читать, а тот, кто не научился учиться. Традиционная система образования сегодня не способна обеспечить достижение новых образовательных результатов в рамках традиционного содержания образования и традиционной образовательной среды. При всем огромном потенциале инноваций они не могут повысить эффективность образовательного процесса, поскольку новые технологии не могут гармонично влиться в старую среду. Следовательно, нужно говорить о создании новой информационно-образовательной среды, находящейся в постоянном динамическом развитии, способствующей достижению нового качества образования. Одной из важ
ных составляющих  современного востребованного обществом качественного образования является владение информационными технологиям.   Таким образом, в  связи с требованиями государственного стандарта второго поколения учителя нашей школы   всегда испытывали потребность в освоении  информационно- коммуникационных технологий, создании собственных электронных ресурсов, использовании  различных программ и сервисов, в активном использовании образовательной медиасреды как в учебном, так и воспитательном процессе. 
Но отсутствие единой информационной образовательной среды школы не позволяло организовать на высоком уровне систему профессионального развития педагогов школы на основе ИКТ, создать информационную открытость школы.  Отсюда возникло противоречие  между потребностью всех участников образовательной деятельности  в  развитии ИКТ- компетентности, информационной открытости  и отсутствием единой   системы управления качеством образования, основанной на ИКТ, обеспечивающей доступ к образовательным услугам и сервисам, способствующей  формированию пространства для социальных коммуникаций.  Отсюда  одной  из ключевых   проблем школы  стала  проблема создания условий для  реализации личностных, субъектных   и  учебных  возможностей  учащихся, педагогов  и  родителей на  основе  проектно - сетевого  взаимодействия в единой информационной образовательной среде школы. Коллектив школы  определил цель программы, начал работать над формированием  информационной  образовательной среды школы, обеспечивающей  условия  для  реализации личностных, субъектных   и  учебных  возможностей  обучающихся, педагогов  и  родителей на  основе  системы проектно -сетевого  взаимодействия, результатом   чего стало создание модели информационной образовательной среды школы.
 1 Модель информационной образовательной среды школы.                              
          Под  информационной  образовательной средой мы понимаем системно организованную  совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированную  на удовлетворение потребностей пользователей в информационных услугах и ресурсах образовательного характера.  В новом государственном Стандарте  чётко обозначена главная задача современной школы, способствующей раскрытию способностей каждого ученика, воспитанию личности, готовой к жизни в высокотехнологическом, конкурентном мире, направленной на создание пространства для социальных коммуникаций. Отсюда основная идея программы:  Социальное, личностное и познавательное развитие всех участников образовательного процесса.  В процессе реализации   программы       реализуются  следующие  инновационные технологии: проектная, коммуникационная, технология  сотрудничества, сетевого  взаимодействия, проблемная,  ИКТ.  В  процессе  реализации данной  программы    задействованы  все  подходы, реализуемые  в  школе в рамках личностно – ориентированной парадигмы:  системный подход; гуманистический; деятельностный подход.
Информационная образовательная среда  школы содержит  три содержательных уровня:
           1.1 Первый – педагогическая система, определяющая форму и содержание, остальные содержательные уровни ИОС. Это  организационные условия: научно- методическая служба, информационная служба; выделение специалистов, наделённых полномочиями: заместителя директора по информационным технологиям,  по научно- методической работе, системного интегратора, координаторов,  модераторов, руководителей творческих лабораторий; создание новых организационных форм педагогического взаимодействия: проектно- сетевых, конференц- групп, надпредметных творческих групп.                                                                       
      1.1.1. Проектно-сетевое взаимодействие педагогов.
       Главный   ресурс  взаимодействия в школе- это  предметно – методические объединения, которые  способны  эффективно  работать в узкопредметных  сферах.  Отсюда  возникло  противоречие  между  традиционной формой представления  педагогического опыта и реальным процессом  индивидуализированного  педагогического  творчества, требующим  поиска новых, открытых  и  свободных  форм  педагогического  взаимодействия. Отсюда   одной из проблем школы сталя проблема создания условий для профессионального развития на основе проектно- сетевого взаимодействия, которую мы успешно решаем, уделяя большое внимание  системе проектно- сетевого взаимодействия педагогов клубного типа, основанного  на педагогических интересах педагогов школы, работающих над созданием архива надпредметного педагогического опыта в рамках  метапредметной технологии.   Чем  выше  доля  участия в  реальной, «живой» деятельности школы, чем выше интерес  к  опыту других  педагогических  уникальностей, тем значительнее роль всех  участников в  образовательной  деятельности. Именно  в  совместной, творческой, проектной деятельности,  в  деятельности сотрудничества и диалога возможно  формирование  ключевых  компетенций личности в соответствии  с  требованиями государственного стандарта второго поколения.   Работая в инновационном режиме,  мы пришли  к выводу, что именно неформальное общение, построенное на основе интереса учителя к той или иной проблеме  является достаточно сильной мотивацией к  инновационной деятельности.  Важнейшим  фактором  решения проблемы подготовки педагогов  к инновационной деятельности стало  организационное обучение, которое способствует гибко реагировать на меняющуюся ситуацию в школе, имеет непрерывно – циклический, даёт  возможность осуществления  инновационной деятельности  в рамках  метапредметной технологии.  Первым шагом являются  проектно – аналитические семинары по выявлению назревших противоречий и проблем. Первый проектно – аналитический семинар по решению проблемы мотивации педагогов к инновационной деятельности по созданию новых организационных форм педагогического взаимодействия - » Проектно- сетевое взаимодействие  как основа мобильности педагогического  пространства». Учителями школы были выявлены назревшие противоречия и проблемы, которые привели педагогов  к  осознанию  необходимости  создания  новых  форм  педагогического  взаимодействия   в  коллективе и решению ключевой проблемы школы. Всё это  мотивирует учителей на инновационную деятельность.  Под сетевым взаимодействием  мы  понимаем педагогическую   взаимодополнительность   педагогов, которые работают  над проектами совместно  с учащимися  и  их  родителями. В отличие от  жёстких  методических  объединений, в которые учитель  входит  не по  своему  субъектному  выбору, а по  своей принадлежности к  тому  или иному  предмету, сетевое  взаимодействие строится на  основании свободного  выбора тех  партнёров, деятельность которых важна для  развития  собственной педагогической  практики.  Под  проектным взаимодействием мы  понимаем  работу над  педагогической  проблемой, результатом  которой становятся  новвоведения. Сетевое взаимодействие  не  является  чисто  информационным.  У  него  должна  быть  проектная предметность. Только  в  этом  случае  у  участников  педагогического  процесса будет  мотивация  к  сетевому  взаимодействию. Наиболее  продуктивным  фактором педагогического развития  школы является  формирование  сетевого проектного надпредметного  пространства- педагогического клуба  как свободного  пространства  профессиональной  коммуникации. 
      Модель  методической  службы   В клубно – проектной  форме педагогического  взаимодействия  нет жёсткой предметно – ролевой закреплённости, выявляются  стратегические направления, в  которых  по  факту развивается опытно – экспериментальная  и методическая  работа.          В школе создана карта инновационного опыта педагогов, педагогических проблем, к которым одни проявляют интерес, другие могут поделиться опытом.  Обмен  опытом  происходит  в  свободной  клубной  обстановке  по  принципу  круглого стола. Выявленные  направления – основа деятельности проектно – сетевых,    конференц- групп.  Проектно- сетевые и конференц - группы носят открытый  характер, их  состав  подвижен. Деятельность таких  групп проводится только на  инициативной  основе. В проектно- сетевой группе происходит обмен опытом.  Конференц – группа собирается  под  заявленную  идею и занимается  описанием разного  педагогического  опыта в рамках заявленной  проблемы, создаёт                             « копилку» опыта  педагогов  школы в рамках проектно – сетевого направления.  Копилки опыта педагогов составляют архив надпредметного педагогического опыта.    Происходят  изменения и  в  управлении.  Системный интегратор создаёт  временные  союзы: рабочие  группы  по  выявлению  субъектных  приоритетов, « зон  ближайшего  педагогического  развития», ресурсов;  проектно – сетевые  группы, конференц – группы.  Назначаются  координаторы, которые координируют  работу  групп, следят за  обсуждением, организуют  консультации. В каждой проектной  группе,  конференц- группе выявляются лидеры, ведущими  группу  за  собой.  Безусловно,   в результате  работы групп может  происходить смена  лидерства, как и смена обсуждаемых проблем. Большое значение   отводится  социально – психологической  службе, которая  является  поддержкой  для  педагогов. В школе создана система открытого психолого- педагогического консультирования. Органично  сюда  входит  система  организационного обучения педагогов. Это  система мероприятий  по определённым  проблемам и вопросам, индивидуальные  образовательные  маршруты педагогов, его индивидуальные  образовательные программы. Итак, важное  значение имеет  создание условий  данной  инновационной  деятельности: нормативно – правовых ( программ, положений: о координаторе, системном интеграторе, проектно- сетевой, конференц-группе, зам. директора по информационной службе, о работе информационной службе и т.д.), организационных ( выделение специалистов, наделёнными  специальными полномочиями (зам. по информационной службе, координатор, системный интегратор), служб, групп), научно – методических ( система  организационного  обучения, сквозное использование ИКТ, сетевых и проектно- исследовательских технологий на всех ступенях обучения), социально – психологических (система открытого социально- психологического консультирования), мотивационных ( поощрение учителей, проведение  конкурсов ( «Твой лучший учитель, школа», «Учитель-профессионал», «Учитель- исследователь», «Учитель – новатор», «Учитель- энтузиаст», «Открытие года», «Лучший урок», «Самый классный классный», выставление  лучших  проектов на  сайт  школы.)
       1.1.2  Сетевое взаимодействие с различными учреждениями.
         В Концепции духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России говорится, что «в современных условиях без социально-педагогического партнёрства субъекты образовательного процесса не способны обеспечить полноценное духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. Для решения этой общенациональной задачи необходимо выстраивать педагогически целесообразные партнёрские отношения с другими субъектами социализации: семьёй, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта,  СМИ».  Для решения этой задачи нами разработана система сетевого взаимодействия учреждений и организаций, участвующих в  образовательной деятельности.  Школа является координирующим центром совместной деятельности, разработан план совместных мероприятий, ведётся постоянное сотрудничество. В систему сетевого взаимодействия входят такие учреждения и организации как: ДДТ, ДЮСШ,Центр досуга и творчества п.Тарбагатай, Детский дом «Надежда», поселковая администрация, Свято-Троицкий храм п.Тарбагатай, органы внутренних дел, социальная служба администрации п.Тарбагатай, участковая больница, администрация п.Тарбагатай, детский сад «Солнышко». Совместно с учреждениями и организациями сетевого взаимодействия строится внеурочная деятельность, разрабатываются индивидуальные образовательные траектории обучающихся. У всех учащихся школы имеются индивидуальные образовательные маршруты.  
       Школа является МРЦ дистанционного обучения в районе. Для технологии  обучения  педагогических  кадров в  условиях  сетевого  взаимодействия наиболее оптимальной  является  объединение  организационных  единиц, действующих в  общей  ценностной  цепи. В  такой  сети  один  узел является             « системным интегратором»- держателем  образовательных  ресурсов. В данном  случае им  является  ресурсно – методический  центр – МОУ  СОШ п. Тарбагатай.
Посредством  сетевого  взаимодействия, дистанционного образования  возможна  корректировка индивидуальных  образовательных маршрутов  педагогов, дифференцированный подбор  форм   представления  результатов самообразовательной  деятельности.  Под сетевым взаимодействием мы  понимаем систему учреждений   как  единую  общность образовательного пространства, активно  функционирующая   на основе  равноправных  партнёрских отношений, обеспечивающая  равную  возможность  получить  качественное  и  квалифицированное образование.
Основу сети  составляют:  1 Система отношений.( управление, распределение ответственности, схемы  финансирования, регламент принятия  решений). 2 Распределение ответственности. 3 Узлы  сети. 4 Нормативно – правовое ( положение о системном интеграторе, тьюторе, оплате сетвых педагогов и т.д.) и организационно – техническое  обеспечение.
МОУ  СОШ  п. Тарбагатай является  ресурсным  центром, в  котором накоплен большой  инновационный  опыт и ресурсный  потенциал. Она  включает  школы района и Забайкальского края.  Сеть  является  основой  для  формирования  открытой  образовательной  среды, центром  которой  является ученик  как  субъект  образования.  Она  реализует  технологии, способствующие осуществлять  индивидуализацию обучения. Прежде  всего  это сетевая  информационная  технология,  при  которой  используются  компьютеры  для  обучения  и  интернет: как инструмент  обучения; как инструмент  доставки  учебной  информации- онлайновые библиотеки, журналы, книги; как инструмент менеджмента- информационная  система  управления, оценка  и  ведение  учёта; как инструмент  коммуникации.  Это  технология  сотрудничества,  интерактивная  технология   коммуникативного  обучения, проектная  технология,   технология  модульного  обучения и критического  мышления.        Для реализации более  качественной  и  доступной  предпрофильной  подготовки   вводится  использование  сетевой  информационной  технологии, которая  предусматривает  дистанционное  обучение на  курсах  профильного  обучения ( обучающиеся МОУ  СОШ п. Баляга,  МОУ, СОШ с. Тарбагатай,  МОУ СОШ с. Акша),  предпрофильную  подготовку (учащиеся ООШ с. Катаево,  ООШс. Усть – Обор,  МОУ,  обучающиеся  МОУ  СОШ п. Тарбагатай,   предоставляемые  сетевыми  учителями,  которые  дети  проходят   дома  в  свободное  время). Огромное значение приобретает дистанционное обучение для реализации федерального компонента при отсутствии учителей в некоторых школах Забайкальского края (МОУ СОШ с. Чара –английский язык, МОУ СОШ с. Кадахта –литература, с. Тохтор –химия). Организация  обучения  состоит в  следующем: Ì этап:  авторегистрация  участников; представление  курсов; организационная  связь  с  координатором, запись  учащихся  по  выбранным  направлениям. ỊỊ этап Обучение по  выбранным  направлениям.  Координаторы  представляют  темы  курсов  и  преподавателей, ведущих  данные    курсы. Преподаватели  защищают  свои  программы  дистанционного  обучения, которые  выкладываются  в  интернете.  Это курс  лекций и практических  занятий. Обучающиеся  получают  индивидуальные  коды, по  которым  начинают  обучение. ÌÌÌ этап. Консультирование  по  решению  задач и  проектной  деятельности.  Ìv этап.. Представление проекта.  Сотрудничество  со  школами  осуществляют     системные  координаторы, которыми являются  заместители  директора  по  учебно- воспитательной  работе. Оплата  преподавателям элективных  курсов  осуществляется  за  счёт  образовательных  организаций  на  основе  договора ( сетевые учителя тарифицируются за счёт учреждения обучаемых детей), оплата тьютора осуществляется за счёт методики стимулирования.  Данная  технология  увеличивает спектр  элективных курсов  при  том  же  количестве часов в  базисном  плане. Для реализации более  качественного и доступного профильного  обучения используется  сетевое  взаимодействие с  высшими  учебными  заведениями ( НОУ ОМУ «Школьный Университет» г. Томск, НГУ, СБГУ)  на  основе договоров  с  использованием дистанционного  обучения. Мы широко используем возможности интегрирования очной и дистанционной форм обучения. Дистанционное обучение не только значительно разгружает  столь драгоценное дневное время ученика, но и создаёт условия для продуктивной самостоятельной творческой деятельности, а учителю – возможность дополнительных консультаций тем учащимся, которые в этом нуждаются. Кроме того, за счёт дистанционных курсов решается проблема организации предпрофильной подготовки в школе и увеличивается количество элективных курсов профильного обучения.  Большое  значение отводится дополнительным  координаторам- тьюторам. Тьюторы  организуют групповые и индивидуальные обучающие  занятия и  консультации, осуществляют индивидуальное сопровождение  образовательной  деятельности  учащихся в  сетевом  взаимодействии.  Тьютором  может  быть  как  классный  руководитель,   учитель – предметник и т.д., но  специально  обученный  человек ( учитель информатики). Оформление документации  осуществляется преподавателями  элективных  курсов  и  профильных  групп  и  классов  тех  образовательных  учреждений на  базе  которых  осуществляется обучение.  Тьютор  отслеживает  результаты  обучения, доводит до сведения  родителей,   администрации школы, классных  руководителей. 13 педагогов школы являются учителями дистанционного обучения. Создано около 40 дистанционных курсов.  Большое значение  здесь отводится  социально – психологической  службе, которая  является  поддержкой  для учащихся и  педагогов.                                                                                    Следующий шаг  – франчайзинг. Реализация, апробация   технологий, программ, методик внутри  сети на  основе договора.  Апробация образовательной  услуги и распространение ( реклама)   своего опыта  в  рамках  динамической сети в  форме  сетевого  проекта.
Большое значение  в организации новых форм взаимодействия с социальными партнёрами уделяется школьной социальной сети «Школяры».  Это создание клуба выпускников, клуба стажёров, участвующих в сетевых проектах, образовательной деятельности школы.
 1.1.3 Межшкольное  педагогическое пространство как условие профессионального развития
      Мы считаем, что профессиональное  развитие педагога –одна из ключевых проблем школы, и в решении её большую роль играет обобщение и трансляция своего опыта за рамками школы, участие в различных сетевых проектах.  Учителя школы много сделали для создания  межшкольного  педагогического пространства как условия профессионального развития.  Это система семинаров, конкурсов, экспертиза программ и проектов. На базе школы организуются семинары по формированию проектной компетенции педагогов, осуществляется экспертиза проектов и программ, выстроена система конкурсов: публичная защита программ,  конкурс культурно- образовательных инициатив на статус педагога исследователя муниципального уровня, конкурс «Лучший медиа-педагог района».  Большую роль  в     профессиональном развитии педагога  играет методический сервис «Творческий потенциал». Основу сервиса составляют различные  формы педагогиче­ского взаимодействия: консалтинг, ассоциация творческих учителей, мето­диче­ские объединения,  НОУ «Исследователь»,   «Педагогическая студия», «Школа становления  педагога», экспертный совет.  Определён спектр направлений деятельности: информационное (создание и укрепление  информационного пространства для эффективного и оперативного ознакомления с научно-педагогической информацией);  учебно- методическое (организа­ционное обучение педагогов);  науч­но-методическое (поиск эффективных механизмов взаимодействия об­разовательных организаций);  организационно-методическое (организация различных  форм педагогического взаимодей­ствия);   социально- психологическое (создание системы открытого психоло­го- педагогического консультирования);. экспертно-аналитическое (осуществление мониторинга);  ресурсное(создание медиатеки, видеотеки, архива надпредметного педагогического опыта, системы дистанционных курсов в оболочкe moodle, системы блогов, сайтов, методических выставок программ, проектов, методиче­ских рекомендаций и т.д.).  Создана система индивидуальных образовательных планов педагогов. Большое значение уделяется наставничеству, экспертной и консалтинговой службе, осуществляющих методическое     сопровождение педагогов школы.                         
1.1.4  Формирование сетевой компетентности.
     Большое значение мы придаём формированию социальной компетентности педагога для безопасного и результативного участия в социальных сообществах.  Профессиональное сетевое сообщество учителей - это база образовательных информационных ресурсов, это место профессионального общения, обмена опытом и повышения квалификации. Мы выделили следующие уровни формирования сетевой компетентности педагогов: 1-й уровень - знакомство и подробное изучение технических основ работы в Сети. Приемы эффективной работы с различными браузерами. Правила безопасной работы в Сети, работа с электронным журналом, в виртуальной учительской «Сотрудничество»,  включение в проект «Цифровая школа».   2-й уровень –освоение структуры и дидактических функций Moodle как среды для организации и проведения дистанционного обучения, подготовка программы дистанционного курса, наполнение ресурсной базы курса, создание электронного портфолио учителя на сайте школы. 3-й уровень – работа педагогов по созданию собственных электронных образовательных ресурсов, программ сетевых проектов.  4-й уровень – исследовательская работа в пространстве сетевого обучения (образовательные блоги, проекты, исследования, участие в видеоконференциях).  Показателем сетевой активности педагога является  его работа в блогах и в системе дистанционного обучения, работа  в школьной социальной интернет –сети «Школяры», в электронной учительской.
     В школе создан  электронный документооборот,  который осуществляется через использование возможностей электронного журнала в управлении образовательной деятельностью  школы, через деятельность виртуальной учительской «Сотрудничество», способствующей эффективной командной работе педагогов школы, через организацию анкетирования и сбора данных.  Виртуальная учительская «Сотрудничество» представляет собой закрытый корпоративный сайт.  Она имеет свои функциональные особенности:  закрытый корпоративный сайт является местом сборки различных информационных потоков, которые приходят на электронный адрес школы (и не только);  виртуальная учительская является результатом работы администрации, службы поддержки образовательного процесса (научно – методическая служба, информационная служба, социально – психологическая служба) и всех педагогов школы;  у каждого учителя МОУ СОШ п. Тарбагатай имеется доступ (логин, пароль) и права автора для работы на закрытом корпоративном сайте;  наличие инструментов для совместной работы и обратной связи (например, образовательные ресурсы Google); вовлечение каждого педагога  в процесс со - управления школой;  виртуальная учительская «Сотрудничество» - учебно – информационная среда, благодаря которой осуществляется поддержка и совершенствование профессионального развития педагога школы.  Закрытый  корпоративный  сайт позволяет перейти от бумажного к электронному документообороту, что качественно улучшает процесс управления в школе: появляются свои страницы у завуча, работников информационно службы и  т.д  Виртуальная учительская с самого начала не имеет жёсткой структуры, она создаётся  постепенно, удовлетворяя первоочередным потребностям функционального развития школы с . Тарбагатай.  Другой важный момент работы закрытого корпоративного сайта – мы отходим от бытующего мнения «сайт нужен школе для того….. чтобы он был…». Суть ВУ «Сотрудничество» заключается в том, что он развивается и наполняется всеми педагогами школы и отражает внутреннюю жизнь нашей образовательной организации.  Очень важным является то, что предоставляется возможность педагогам участвовать в проектной деятельности. Выдвигаются идеи, пишутся комментарии, идёт активное обсуждение на форуме сайта. Результатом может быть проект. Например, таким образом были приняты критерии стимулирования педагогической деятельности в школе.  Подобный режим работы названного сайта является интерактивным, это и задаёт направление развития МОУ СОШ с. Тарбагатай – через вовлечение учителей в со - управление школой: создание и коллективная работа над документами, выдвижение новых идей (иногда и без указания ФИО учителя, что является  значимым моментом в со – управлении ).   В настоящее время в современном  школе для качественного управления нужны новые формы, особенно там, где не работают традиционные, и виртуальная учительская может стать (и становится) одной из таких новых форм эффективного управления, способствующая командной работе педагогов.
1.1.5. Создание ЭОР
      Очень важное значение для профессионального развития педагога имеет система  дистанционного обучения с использованием блогов, сайтов, образовательных интернет-порталов.  100 % учителей имеют сертификат компьютерной грамотности. Большое значение уделяется формированию компетенции в работе с интерактивными досками. Создание организационного обучения педагогов в работе с интерактивной доской Panasonik Pana board UB-T880. Организация на базе школы семинаров, мастер-классов, открытых мероприятий.
Для эффективного проектно-сетевого взаимодействия всех участников образовательной деятельности  и расширения социального партнёрства является создание образовательных блогов:
Блог директора школы.  Наличие блогов у руководителей рассматривается сейчас как следование современным стандартам открытости и публичной политики. Блог директора школы носит официальный, информирующий характер и содержит видеообращения и является средством обратной связи.
Блоги заместителя директора по учебной работе, заместителя директора по воспитательной работе, по начальной школе, по научно- методической работе. Эти блоги решают задачи как информационной, так и методической поддержки.  
Блог учителя-предметника . Блог учителя-предметника позволяет решать следующие задачи: расширение информационного пространства учителя, повышение квалификации,  формирование методической копилки учителя, размещение мультимедийных материалов для уроков и внеурочной деятельности в режиме on-line, размещение полезных ссылок на образовательные ресурсы Интернет, тестирование учащихся в (школе и дома), коллективная работа on-line (в школе и дома), взаимосвязь между участниками образовательного процесса, работа с часто болеющими учениками и учениками, находящимися на домашнем обучении. Обмен информацией с коллегами способствует созданию профессионального сетевого учительского сообщества, а, используя новые веб-инструменты, учитель непрерывно совершенствует свои ИКТ-навыки. 75 % учителей нашей школы имеют собственные образовательные блоги.
Блог классного руководителя. Блог класса или блог классного руководителя выступает как «доска информации» для учеников и их родителей. В школьной социальной сети «Школяры» каждый классный экипаж имеет свой блог. Например, «Смайлики», «Maksimum» и т.д.
Блог стажёроввыпускников школы. Является средством обмена информацией, проектно-сетевого взаимодействия, способствующего сотрудничеству и диалогу.
    1.2 Второй уровень ИОС – создание системы информационно-образовательных: компьютерных средств обучения,  современных средств коммуникации, педагогических технологий;  электронно-образовательных ресурсов (ИОР и ЭОР), методических ресурсов, ресурсов информационной среды, имеющих образовательное значение. Это медиатека, видеотека, архив надпредметного педагогического опыта, архив исследовательских работ;  создание учителями школы собственных ЭОР, образовательных блогов,  курсов дистанционного обучения в оболочке MOODLE. Создан курс по созданию электронной межшкольной газеты «По секрету всему свету». Осуществляется активная интеграция ИКТ – технологий, сетевого взаимодействия, проектно- исследовательской  по всем направлениям.      Мы считаем, что особое внимание необходимо уделять технологии формирования исследовательской культуры, овладение которой  способствует проявлению индивидуальных особенностей, способствует эффективной реализации своих возможностей в новой информационной среде. Появление в школе элементов  исследовательской деятельности, преподавание с опорой на освоение  надпредметных умений и навыков, за которыми  стоят универсальные учебные действия, формирующие компетентности как основы базовой культуры  способствуют развитию школы и вступают в противоречие с отсутствием единой системы организации образовательной среды на основе исследовательской деятельности, исключающей опасность конкуренции  педагогов за детей, их эмоциональную и интеллектуальную перегрузку. Отсюда одна из ключевых проблем школы  -  проблема создания условий для формирования исследовательской  культуры всех участников образовательного процесса  на основе системы исследовательской деятельности. Большая работа ведётся по решению данной проблемы.  Введение исследовательской деятельности как единой концептуальной платформы способствует организации  индивидуальных образовательных траекторий для  каждого  учащегося, что  способствует комфортности образовательной среды. Основной элемент системы, её базовое ядро – урок. Внеурочная работа образует дифференцированный модуль ІІ уровня. Это творческая работа учащихся в традиционных мероприятиях  школы. В дифференцированный модуль І уровня  приходят  учащиеся  с устоявшимися интересами, ориентированные на достижение практического результата. Это деятельность в НПК, элективных курсах, проектно – сетевом взаимодействии. По характеру  траектории развития личности творческую лабораторию «Моя малая Родина» в начальной школе и творческие лаборатории НОУ «Эрудит» мы отнесли к модулю индивидуального  развития, деятельность  которых осуществляется в творческих лабораториях и характеризуется научной направленностью, организованностью и требует развитых исследовательских умений и навыков. Логическим завершением модели является урок, но  на  новом более высоком уровне. Это такой урок, когда  планирование, организация и управление осуществляется на основе абсолютного  паритетного сотрудничества всех участников процесса познания. Это урок саморазвития и профессионального самоопределения.

Система исследовательской деятельности

Универсальный модуль-урок

Дифференцированный модуль II уровня

Дифференцированный модуль Iуровня


Модуль индивидуального личностного развития

Модуль саморазвития и профессионального самоопределения
 




Системна

 Модель организации исследовательской  деятельности позволяет  планировать  и  осуществлять  более  гибкое  управление каждым  структурным элементом:   познавательной   деятельностью учащихся  на  уроке и внеурочное  время, организацией  НОУ « Эрудит», индивидуальной  траекторией  развития  учащихся и т.д.. В  школе  были  произведены  необходимые  преобразования  в  системе управления, обеспечивающие  механизмы  общего  развития  школы.  Научно – методический  совет  является «мозговым  центром», инициирующим  и  определяющим  выбор  новшества и стратегии  его  внедрения. Заместитель  директора  по научно – методической работе выступает в  роли организатора и консультанта  исследовательской  деятельности. Функцией  творческих (проектно-сетевых) групп является  апробация  технологий, обеспечивающих  школе  режим  развития. Особую  роль играют  МО. Руководство исследовательской  деятельностью  учащихся,  разработка  методического  инструментария. Руководство  в  каждом модуле  реализуется  через  объединения  школьников, осуществляющих  исследовательскую  деятельность: класс, творческая лаборатория, кружок  « Юный  исследователь»,  спецкурс « Основы  исследовательской  деятельности»,  творческая  мастерская  в  начальной  школе « Моя  малая  Родина», проектно- сетевое взаимодействие в форумных мирах в школьной интернет- сети «школяры», НОУ « Эрудит». В соответствии с за­просом общества и государства на развитие инженерно-технического об­разования делается акцент на внедрение образовательной робототехники на всех уровнях: включение модуля в образовательные программы по предметам, создание лаборатории «Занимательная робототехни­ка», проведение   конференции «Учимся вместе с робота­ми».
 Индивидуальное  руководство исследовательской  деятельностью учащихся  осуществляют отдельные  педагоги, руководители  исследовательских  проектов.  Нашей гордостью является то, что школа стала инициатором и организатором НПК «Шаг в науку» на муниципальном уровне, где учащиеся школы традиционно занимают большинство призовых мест. На базе школы создано  межшкольное научное общество «Исследователь», создан его сайт. Для  более  успешной  адаптации  в  вузах  применяется  зачётная  система на  старшей  ступени. Повышению  интереса к обучению, росту  познавательной  активности способствуют  альтернативные  формы  организации образовательного  процесса. Это лекции, семинары, НПК, защиты  курсовых  работ учащихся    10-х классов.    Огромное значение имеет  формирование системы оценки  школы,  которая обеспечивает качественную обратную связь участников образова­тельных отношений,  достижение планируемых результатов на всех уровнях образования, приоритет внешней оценки качества образования над внут­ренней. Эта модель имеет следующие особенности: формирующий характер и комплексный подход;  реализацию  уровневого подхода (первый уровень - оценка индивидуальных образовательных достижений, второй - оценка ка­чества деятельности школы, включающая оценку условий); создание и апробацию критериальной базы; использование накопительной  системы оценивания (портфолио) обучающихся и педагогов; использование парал­лельных оценочных шкал на основе сети: бинарная («да» - «нет»», «плюс» - «минус», «+1»-«-1» в ИОС школы), балльная  (от 1 до 100 баллов),  рей­тин­говая шкала; оценивание   учебных  и внеучебных дости­жений школьников, которые отображаются как в публичном пространстве школы (школьная социальная сеть «Школяры», сайт медиацентра «Сияю­щая радуга»,   газета «По секрету всему свету»,  сайт   научного общества «Исследователь»), так и в личном про­странстве школь­ников (в «электронном дневнике» и «электронном порт­фолио»); систему конкурсов для обучающихся и педагогов школы; само­оценку; экспертизу ЭОР и методических разработок педагогов; отражение успешности в ИОС школы (публикации, отчёты); использование публич­ного пространства школы для создания независимой оценки качества обра­зования, реализующейся через опросы, публичную деятельность школы, СМИ, рейтингование и мониторинг показателей, составление рейтингов по заданным критериям, конкурсы, оценку деятельности общественными ор­ганизациями.                            
  Апробация системы оценки   является адекват­ной обратной связью и способствует эффективному достижению образова­тельных результатов в соответствии с запросами и ожиданиями потребите­лей.
   Мы считаем, что формирование исследовательской культуры способствует формированию личности активной, конкурентноспособной  в современном мире информационных технологий.  
II уровень непосредственно связан с педагогической системой, развивается и функционирует под ее управлением.
 1.3 Третий уровень – образовательная медиа-среда, связанная с самообразованием, самовоспитанием, самореализацией всех участников образовательной деятельности. Это система  индивидуальных образовательных траекторий: система элективных курсов профильного обучения и предпрофильной подготовки; связь с вузами; система курсов дистанционного обучения в рамках предпрофильной  подготовки и профильного обучения, создаваемых в программе Moodlе, система образовательных миров форумного типа на сайте школы, система творческих лабораторий НОУ. 
              Для формирования образовательной медиасреды большое значение мы уделяем проектно- сетевому взаимодействию в рамках внеурочной деятельности и дополнительного образования школы.     Большое  значение  отводится  информационной  открытости образовательной  деятельности. Для этого большую  роль  играет создание  медиа – центра  школы «  Сияющая  Радуга». Это  видеостудия « Золотой  кадр»,   фотостудия «Стоп кадр», пресс – центр  «  Переменка»,   телепередача. «Диалог +».    Образовательная  медиасреда  сайта школы является мощным воспитательным ресурсом органов самоуправления. Это деятельность электронной газеты  и передачи «Диалог», освещающими все важные моменты жизни школы на сайте школы, активная деятельность видеостудии «Золотой кадр».   Большое внимание мы уделяем   созданного на сайте школы модели «Виртуальный мир неформального образования», реализующейся  через деятельность  виртуального музея, осуществляющего   интеграцию образовательного учреждения в мировое информационное пространство.
             1.3.1 Проектно-сетевое взаимодействие в форумных мирах
       Работая в инновационном режиме по внедрению ФГОС  мы столкнулись с проблемой качественной организации внеурочной деятельности обучающихся ( недостаточно средств для оплаты педагогов,  недосточное количество кружков и факультативов научной направленности).  Эту проблему помогла решить школьная социальная интернет-сеть «Школяры», способствующая объединению всех участников образовательного процесса, эффективно решающая проблему создания  пространства для социальных коммуникаций, на основе которой организуется проектно- сетевое взаимодействие всех участников образовательной деятельности форумного типа. Это  система  « миров», которая  даёт  возможность образовательной  самореализации любом  участнику  в любых  образовательных  областях, задаваемых модератором.  Количество   « миров не  ограничено, каждый  может  стать конструктором новой  образовательной  программы. Основа данной модели – живая  образовательная деятельность. Это отражение реализуемых образовательных   проектов.  Пространство сетевых  образовательных программ едино  для  детей  и  взрослых. Образовательные  области, охватываемые форумным  пространством  сетевых  образовательных  программ:  « Литературные миры», « исторические  миры», « естественно –научные  миры», педагогические миры и т.д.  Каждый  из  миров может  дробиться  на  множество « индивидуальных тропинок», которые  протаптывают его посетители, они  объединяются в  смысловые  группы по  разным основаниям. Каждый новый путешественник по  мирам имеет  возможность начать новую тропинку (новую тему) внутри  существующего  мира, а  может  выйти уже  на  существующую тропинку и  откликнуться на   обсуждение.  Эффективность образовательной  деятельности  оценивается и  составляется рейтинговая таблица.
Автор комментария
Исходный  рейтинг
Другие  мнения  с  обоснованием влияния на  рейтинг
Окончательный  рейтинг  комментария
Интегральный  рейтинг участника
В зависимости  от  набранных  баллов участник сетевых  образовательных  программ может получить  разные  статусы:* путешественник – гость;*путешественник – исследователь; * путешественник – эксперт. На  первом  этапе каждый  участник  знакомится с  совокупностью материалов  и  делает  обобщающее  резюме по  поводу  своего  понимания  или непонимания сущности. Модератор  программы организует « диалог резюме» На  втором  этапе каждый  участник  выбирает произвольный  фрагмент материалов  и  даёт комментарий к  этому фрагменту. Другие участники участвуют  в  комментарии. Модератор вступает в  диалог  с  каждым.  Третий этап – образовательный практикум, где  каждый  участник  может  попробовать себя в  разных  образовательных областях. Четвёртый  этап – разработка своего  варианта культурно –информационной  среды в  той  или  иной области и запуск проекта. Таким образом, решается проблема организации проектно-исследовательской деятельности в школе на основе проектно- сетевого взаимодействия в соответствии с требованиями ФГОС на всех ступенях обучения.  
1.3.2 Проектно-сетевое взаимодействие всех участников образовательной деятельности осуществляется на основе медиасреды детского самоуправления детской организации «Багульник».
         Ученическое самоуправление работает в горизонтали в форме клубов экипажей (классов) и клубов коллегий (учебная, дисциплина и порядок, библиотечная и т.д.)., а также клубов по интересам «Живёт школа- живёт село», «Виват – победа», «Готовимся к ЕГЭ и ГИА» и т.д. Родители, учащиеся и педагоги обсуждают и проектируют каждое школьное мероприятие. Имеют возможность выразить свои мысли, идеи, как посредством визуального, так и виртуального общения.  В клубе экипажа участвуют ученики данного класса, их родители и все желающие. Ведётся блог, публикуются фотографии, здесь видны все события, происходящие в жизни класса.  В клубе коллегии участвуют члены данной коллегии от каждого класса. Администратором клуба является руководитель данной коллегии. В конце каждого месяца публикуются отчеты о работе, размещаются фотографии. Каждый желающий может задать вопрос, поднять проблему. В клубах по интересам  принимают участие все желающие.В своей виртуальной приёмной  президент детской организации «Багульник» доступен для каждого ученика и классного руководителя. Обратная связь с ученическим коллективом приводит к вовлечению все большего числа учащихся в активную школьную жизнь. С внедрением новых технологий в воспитательный процесс, отчетливо проявилась третья линия власти школьного самоуправления – это школьные средства массовой информации. В МОУ СОШ с. Тарбагатай информационная деятельность осуществляется с помощью сайта «Школяры» (http://shkolyari.zabedu.ru/), сайта медиацентра «Сияющая радуга» (http://center-mediatarb.ru/). Над созданием информационных продуктов работают: видеостудия «Золотой кадр», фотостудия «Стоп-кадр» (http://shkolyari.zabedu.ru/clubs/26), телестудия «Диалог» (http://center-mediatarb.ru/dialog.htm),  и группа администраторов школьных сайтов. Создаются новостные выпуски о жизни школы, осуществляется выборная кампания, рейтинговая система, ежемесячные выпуски газеты  «Переменка» в печатном и электронном виде (http://center-mediatarb.ru/peremenka.htm).  Творческим отчетом работы видеостудии «Золотой кадр» (http://center-mediatarb.ru/kinofest.htm) является ежегодный кинофестиваль, на котором представляются лучшие видеоработы.    С 2010 года на базе школы  кинофестиваль проводится уже для всех школ района.   Газете «Переменка» становится тесно в рамках нашей школы, поэтому  создана межшкольная газета «По секрету всему свету», освещающей  интересные моменты из жизни школ Петровск-Забайкальского района.  Школа предоставляет возможность проявить не только свои лидерские качества, но и раскрыть  в ребёнке его  способности.
       2 Модель управления информационно- коммуникативная.  Системный интегратор создаёт  временные  союзы ( рабочие группы  по  выявлению  субъектных  приоритетов, « зон  ближайшего  педагогического  развития», проектно – сетевые  группы, конференц – группы). Назначаются  координаторы, которые координируют  работу  групп. В каждой проектной  группе выявляются лидеры, ведущие  группу  за  собой. В результате  работы групп может  происходить смена  лидерства, как и смена обсуждаемых проблем. Выявляются приоритетные направления. НМС школы является организатором и руководителем деятельности школы по реализации данных направлений. Органично  сюда  входит  система  организационного обучения педагогов. Большое значение отводится информационной службе школы. Это деятельность, направленная на  создание системы профессионального развития педагогов по формированию информационной компетентности, информационной открытости школы, развития системы мониторинга. Большое значение  отводится  социально – психологической  службе, которая  является  поддержкой  для  педагогов. Подобраны и апробированы критерии эффективности модели. Критерий результативности: а) школы: общий рост ИКТ- компетентности участников образовательного процесса; динамика роста использования виртуальных офисов для организации самостоятельной работы, осуществления проектов; формирование образовательных  приоритетов в подростковой среде; стабильно высокий статус образовательного учреждения в районе, городе (по мнению родителей и детей). б) педагогов: создание программ дистанционного  обучения, активное  участие  в   профессиональных  конкурсах, повышение  квалификации, создание ЭОР, участие в сетевых проектах. в)  учащихся: повышение качества  обучения,  увеличение  числа  участников конкурсов, НПК, олимпиад, поступление и обучение учащихся  в  образовательных  профессиональных  учреждениях  по  профилю,  повышение количества обращений учащихся к учебно-методическим материалам, размещенным учителем в виртуальной среде. в) родителей1) удовлетворённость  образовательными услугами, эмпатия, коммуникативная  культура( участие в  проектной  деятельности  школы, связь со  школой, поддержка  различных  начинаний) Критерий системности: Показатели: 1) Создание структур управления развитием школы; 2) Развитие системы профессионального развития педагогов; 3) Кадровое обеспечение; 4) Материальное стимулирование.   Критерий качества организационных условий: Показатели: 1) Удовлетворённость деятельностью ОУ учащихся, родителей, педагогов, высокий  рейтинг  школы. Критерий полноты: Показатели: 1) Нормативно – правовое обеспечение: а) инновационных процессов; б) кадрового обеспечения инновационной деятельностью; в) материального стимулирования.  Критерий инновационно компетентности:  Показатели: 1) Высокая заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях; 2) Овладение современными технологиями;  3) Высокий уровень профессиональной самодеятельности педагогов; 4) Своевременное распространение  педагогического опыта                                                                                                                 
    
Большое значение мы  уделяем системе внешнего контроля за деятельностью школы.

Рейтингование и мониторинг показателей (кол-во участников СП, ко-во школ ДО и т.д.)

Мониторинг  деятельности школы, оценка динамики развития школы.

Составление рейтингов по заданным критериям.

Сертификация выпускников(портфолио,      защита курсовых работ, НПК, зачётная система на основе публичного слушания
Формы независимой оценки качества образования

Публичные отчёты опросы публичная деятельность на основе ИОС                                                    

 
Механизм реализации независимой системы оценки качества работы ОУ
Государственные органы и органы местного самоуправления
Формируют управляющий совет, осуществляют организацию проведения независимого социологического исследования с целью формирования рейтингов деятельности школ. Осуществляют контроль за обеспечением информационной открытости ( наличие школьной социальной интернет-сети »Школяры»),анализируют результаты независимых рейтингов и разрабатывают направления улучшения качества услуг (образоват. программа развития,  проекты школы). Направляют результаты оценки и предложения общественных советов по улучшению качества услуг.
Общественные советы (пед. совет, НМС, педагогический клуб, НОУ, род. совет, самоуправление обучающихся)
Формируют предложения по образовательной деятельности, включаемых в систему оценки качества; -показателям оценки качества, периодичности и способам получения информации;
-порядку оценки качества работы. Определяют критерии эффективности работы. Организуют работу по выявлению и анализу общественного мнения и рейтингов. Направляют информацию учредителям ОО о результатах оценки и предложения по улучшению качества услуг
МОУ СОШ п. Тарбагатай обеспечивает социальные услуги в сфере образования
Обеспечивает открытость и доступность информации о своей деятельности: отчёт по самообследованию. Обеспечивает сбор информации по показателям, установленным общественным советом. Разрабатывает план об улучшении качества образования и согласует с учредителями. Размещает планы в школьной социальной сети.
Граждане – потребители услуг, профессиональные эксперты ( участники стажировки, участники сетевых проектов)
Участвуют в опросах и высказывают мнения о работе школы и качестве предоставляемых услуг.
      Огромное значение в системе независимой  оценки качества играет школьная социальная образовательная сеть «Школяры». Вся деятельность  школы открыта  для родителей и общественности, через публичные отчёты, документы школы, через организацию деятельности на блогах, в клубах, на форуме, где организуется работа по созданию проектов, нормативных документов и т.д. Огромную роль  в независимой оценке качества играет приёмная директора школы, президента детской организации «Багульник», служба доверия, клубы стажёров, выпускников, где задаются вопросы, пишутся комментарии, предложения. В систему независимой оценки качества включены различные конкурсы, проводимые профсоюзной организацией и различными государственными общественными организациями, публичная рейтинговая система школы, оценка её деятельности. Таким образом, корректируется  деятельность школы, определяются  перспективы дальнейшего её развития, что способствует повышению качества образования
       В практике управления используется технология проектных команд, творческих коалиций, исследовательской деятельности.
       3 Преимущества инновации    ИОС школы является пространством для социальных коммуникаций, способствует проявлению индивидуальных особенностей всех участников образовательной деятельности, способствует формированию ключевых компетенций
     4 Результат  введения  инновации:  Комфортная информационная образовательная среда на  основе системы проектно-сетевого взаимодействия, как условие  компетентностного образования,  которая  обеспечивает: качественное  и доступное   образование;  освоение проектно – сетевых  форм профессионального  диалога;  мощные  стимулы инновационного  развития на  межпредметной  основе; презентацию  педагогической  деятельности; накопление банка  данных; возможности самообразования; создание и накопление  цифровых ресурсов; владение базовыми сервисами и технологиями Интернета; реализацию  и  развитие  проектной  инициативности   на  новой  деятельностной  основе; реализацию  принципа   свободной  инициативности как  способа  развития  креативности;   реализацию  принципа  ответственного  проектирования  как  мощного  инструмента  воспитания  и  самовоспитания.
               В результате  в школе сформировался творческий коллектив. Из 29 педагогов 19 учителей с высшей квалификационной категорией, 9 – с первой. 6 учителей победители ПНПО, 6 –почётные работника образования РФ,  9 – заслуженные учителя Читинской области и Забайкальского края.  Обучающиеся и педагоги школы традиционно занимают первые и призовые места в различных конкурсах и олимпиадах.  В школе осуществляется деятельность по обновлению материально –технической  базы.  На 1 компьютер - 4 учащихся,  оборудовано рабочее место каждого учителя, создана локальная сеть,  в каждом кабинете  выход в интернет.     Наблюдается высокая мотивация педагогов школы к инновационной деятельности, что подтверждает повышение их активности участия и результативности в профессиональных конкурсах различного уровня, обобщение и трансляция опыта ( семинары, НПК, публикации). В условиях инновационной деятельности у педагогов формируется представление о себе как об успешной личности, обладающей свободой выбора, способной построить свою жизнь в соответствии со своими целями, они готовы к риску, ориентированы на достижение успеха в профессиональной деятельности и его официальное признание, характеризуются эмоциональной уравновешенностью, гибкостью, толерантностью к неопределенности, высокой эмпатией, оптимизмом, развитыми навыками самоконтроля.
Школа активный участник  профессиональных конкурсов: междуна­родных ( Международная ярмарка: инновации, технологии, системы- 3 Гран-При; Международный конгресс «Образование без границ»-2 лауреата); всероссийских («Инноватика в образования» -1 лауреат, обладатель номинации «Жемчужина Рос­сийского образования, «Директор года» -победитель); межрегиональных (регион.этап международной ярмарки социально-педагогических инноваций-6 (1место), 5 (2 место), 2(3 место); краевых («Инноватика в образовании»- 7 (1 место),  «Образовательные техноло­гии»-1 (1м), «Лидер в образовании» -1 (1м), «Лучший дистанционный курс» 1(1м), «Умная школа – электронная среда»- 1 (1м), «Средства сопровождения образова­тельной деятельности»-2 (2м), «Intelв образовании» -1(2м), «Ресурсный центр дистанционного обучения» -2 (2м), «ЭОР в образовательной деятельности»-2 (3м), «Учитель года Забайкалья»-2(3м), «Лучший медиа-педагог» -2 (3м).   Школа – победитель конкурса «Лучшая сельская школа Забайкальского края (2013г), Всероссийского конкурса «100 лучших школ России» (2014,2015г), «Луч­шая сельская школа России» (2014г) «Лучший инновационный проект» 2015г, Всероссийского конкурса «Веб-лидер» (2015), лау­реат Всероссийской выставки педагогических достижений (2016). Вошла в число 5 лучших школ по обобщению опыта по внедрению профильного обучения (2016г), обладатель гранта по программе «Доступная среда»,  Победитель краевого конкурса программ  по системе оценки социализации (2016г), победитель краевого конкурса программ по патриотическому воспитанию школьников (2016г),  лауреат краевого конкурса «Успешная школа».
  ИОС школы  предоставляет огромные возможности для профессионального и личностного развития, способствующего эффективному управлению, формированию положительного имиджа, достойного уклада жизни школы, комфортности обучения, повышению качества образования  и вызывает  потребность  в описании  и  предъявлении своего уникального  опыта, в диалогическом взаимодействии и в расширении социального партнёрства  на её основе.  
  Это стало условием для  организации деятельности школы в качестве  стажировочной площадки  по дессиминации опыта по  реализации мероприятий ФЦРПО 1.4 «Современная модель информационной образовательной среды школы как условие повышения качества образования»;  1.9 «Расширение социального партнерства на основе   информационной образовательной  среды школы» и 2.4. «Информационно-библиотечный   центр в условиях современной информационной образовательной среды     как   научно-методический   потенциал  школы»
        Стратегическая идея  деятельностисоздание открытой  школы, способной  к  сотрудничеству и  диалогу.

Цели стажировочной площадки. Создать условия для профессионального развития педагогов и руководителей ОУ на основе ИОС МОУ СОШ с. Тарбагатай, способствующей расширению социального партнёрства.
Обеспечить информационную и  методическую  помощь и поддержку профессионального развития руководителя как творческой личности.
Задачи:
-обеспечить  разработку программ наблюдений  образовательной и управленческой деятельности по выявлению идеи опыта стажировочной площадки;
-включить стажеров в проектировочные процедуры по освоению технологий  ИКТ, проектно-исследовательской, сотрудничества, критического мышления
-создать условия для рефлексии эффективности собственной деятельности в процессе стажировки;
-обеспечить продуктивное проектирование пакета документов слушателями стажировки по расширению социального партнёрства на основе ИОС.
Основная идея программы – информационно-образовательная среда – основа социального, познавательного  и личностного развития всех участников в сфере образовательной деятельности, способствующая формированию  достойного уклада жизни школы, повышению имиджа школы
Целевые группы программы стажировки: специалисты муниципальных органов управления образованием, директора, заместители директоров, педагоги образовательных организаций Забайкальского края, других регионов Сибирского округа.
 Основные методы и формы работы со слушателями: деловые и ролевые игры, педагогическое моделирование и проектирование, технология критического мышления, интерактивные семинары, практикумы, мастер-классы, творческие мастерские,  анализ конкретных  ситуаций. Широко используются групповые и индивидуальные формы работы.
Принцип построения и структура содержания программы.
Программы стажировочных мероприятий  построены по модульному принципу. Например, программа площадки «Расширение социального партнерства на основе   информационной образовательной  среды школы», включающая  4 модуля:
Модуль 1 – Условие формирования ИОС, способствующей  расширению социального партнёрства
Модуль 2 – ИКТ как условие  проектно-сетевого взаимодействия, способствующего профессиональному развитию  педагогов.
Модуль 3 – Общественное управление как условие устойчивого развития школы.
Модуль 4 – Интерактивная среда воспитательной системы «Быть гражданином с детства»  как условие формирования  гражданского самосознания и активной жизненной позиции.
  Модуль 1 – Условие формирование ИОС, способствующей расширению  социального партнёрства (4 часа)
Цель: изучить условия формирования ИОС школы как основы для социального партнёрства
Формы  и методы организации образовательного процесса: творческая презентация школы «открытая школа – школа сотрудничества и диалога», лекция «ИОС как основа социального партнёрства»
Практическая работа: № 1 Изучение нормативно-правовой деятельности; № 2 Изучение SWOT – анализа формирования ИОС школы МОУ СОШ п. Тарбагатай. Составление  SWOT – анализа ИОС школы, выявление противоречий и проблем
Изучение результативности освоения содержания модуля: таблица, предложения стажёров
Условия реализации содержания модуля (таблицы, программы школы и т.д.)
Результат работы стажёров: предложения по формированию ИОС,  SWOT-анализ.
Модуль 2 – ИКТ как условие  проектно-сетевого взаимодействия, способствующего профессиональному развитию  педагогов 6ч
ЦЕЛЬ: создание условий для совершенствования  профессионального мастерства педагогов  и формирования культуры управления на основе ИКТ (овладение навыками работы  в  дистанционных программах, управление образовательным процессом через деятельность образовательных блогов, электронного портофолио учителя)
Формы работы:
Презентация, методический ресурсный центр  ДО как основа сетевого взаимодействия ОУ Забайкальского края.
Мастер-класс: «Сетевое взаимодействие на основе дистанционных технологий»
Практикум «Работа в программе  MOODLE»
Мастер-класс «Основы создания электронного портфолио учителя»
Практическая работа «Электронный журнал как средство эффективного управления образовательного процесса в школе»
Мастер класс «Демократия – это хорошо или плохо?», технология критического мышления
Открытые уроки, мероприятия с использованием образовательных блогов
Мастер-класс «Основы создания образовательного блога как условие сетевого взаимодействия всех участников образовательной деятельности»
Практикум «Создание сетевого взаимодействия в информационной образовательной среде на основе образовательных блогов  »
Результат работы: образовательные блоги в google, расширение сети контактов, сетевой проект .
Модуль 3 – Общественное  управление как условие устойчивого развития школы-6ч
Цель: представить опыт ОУ по внедрению различных форм общественного самоуправления, создать условия для овладения элементами технологии, способствующие формированию культуры управления в современной школе.
Формы работы:
Презентация «Создание проектно-сетевого взаимодействия в школе»
Мастер-класс: «Проектно-сетевое взаимодействие»
Создание копилки надпредметного педагогического опыта
Мастер-класс «Виртуальная учительская «Сотрудничество» как условие эффективного управления образовательного процесса»
Мастер-класс «Школьная социальная сеть «Школяры» как условие проектной инициативности эффективного управления»
Практикум «Клуб стажеров» как основа проектно-сетевого взаимодействия
Мастер-класс «Проектно-сетевое взаимодействие с родителями»
Открытое занятие кружка «Сказка своими руками»
Мастер-класс «Межшкольное педагогическое пространство как условие проектной инициативности»
Психологическая разгрузка учителя в условиях сетевого взаимодействия
Заседание проектно-сетевой группы
Результат работы: создание профиля в клубе «Стажёров», копилка надпредметного опыта
Модуль 4 – Интерактивная среда воспитательной системы «Быть гражданином с детства»  как условие формирования  гражданского самосознания и активной жизненной позиции-8ч
Цель: представить опыт школы  по формированию у учащихся гражданских качеств необходимых для жизни в демократическом обществе, создать условия  освоения технологий, способствующих формированию гражданского самосознания  на основе ИОС.
Формы работы:
Творческая презентация «Формирование воспитательной системы школы «Быть гражданином с детства»  - основы  духовно-нравственного развития и успешной социализации личности»
Творческая мастерская «Медиацентр «Сияющая радуга » как воспитательный ресурс детского самоуправления: электронная газета, публицистическая передача «Диалог», создание газеты «переменка»
Творческая мастерская «Деятельность детских объединений: КВН-ское движение, краеведческий музей»  как одно из условий формирования навыков социальной активности
Представление фильмов видеостудии «Золотой кадр»
Мастер-класс «Медиацентр «Сияющая радуга», создание фильмов
Ролевая игра «Заседание парламента школы»
Результаты работы: Создание сценария(протокола, заседания)
Круглый стол «Информационно-образовательная среда как условие социального партнёрства, способствующая повышения качества образования»
Концерт
Мониторинг результатов реализации программы:
Критерии: выполнение стажировочных заданий, активное участие в семинарах, мастер-классах, создание собственных ресурсов (swot-анализ, проект, положение, создание блога, странички электронного портфолио, газеты, конспект проектно- аналитического семинара, создание копилки надпредметного педагогического опыта по заданной проблеме), участие в проектном взаимодействии в клубе стажёров школьной интернет –сети «Школяры» (регистрация, обмен информацией), организация и участие в вебинарах  и семинарах по skype, создание сетевого проекта, включение в сеть образовательных учреждений МОУ СОШ п. Тарбагатай.                   Методы оценки результатов:  анализ выполнения  стажировочного    задания;  анализ  дневника стажера;   анализ  мероприятия;    защита проекта.  Внешнее оценивание:  оценка деятельности площадки на форуме школьной интернет-сети «Школяры».  Диагностический инструментарий: входное  анкетирование;   итоговое анкетирование                          Стажировка как форма образовательной деятельности направлена на формирование и совершенствование профессиональных компетентностей стажёров посредством включения их в практику учреждения ‑ носителя актуального опыта. Данная форма создает условия для проектирования стажёрами на основе изученного инновационного опыта собственных вариативных моделей профессиональной деятельности, адаптированных к условиям конкретного образовательного учреждения
Условия реализации программы стажировки: структурные условия : наличие служб (научно- методической, информационной, социально- психологической),  выделение специалистов, наделённых полномочиями, создание новых форм педагогического взаимодействия ( проектно- сетевых, конференц- групп,надпредметных творческих групп), нормативно- правовое обеспечение ( программы, проекты, локальные акты, регламентирующие деятельность), научно- методические ( НМС, высокая квалификация педагогов , система организационного обучения, работа МРЦ ДО на базе школы, РИП по теме «Формирование исследовательской культуры всех участников образовательных отношений», опытно- экспериментальной площадки по внедрению ФГОС на уровне основного общего образования (5-9 кла.), по внедрению стандарта профессиональной деятельности педагога; социально- психологические (социально- психологическая служба, система открытого психолого- педагогического консультирования, система профессиональных конкурсов, система стимулирования), материально- технические (обеспечение орг. техникой, заработанной в результате стажировочных мероприятий   ) В школе создана локальная связь, в каждом кабинете оборудовано рабочее место учителя, есть выход в интернет в каждом кабинете, 20 ноутбуков, 46 компьютеров,  24 интерактивные доски, 18 мультимедиа, 18 принтеров,  7 интерактивных плазм, 11 планшетных компьютеров,  Есть автобус для подвоза слушателей, гостиница
Организация обратной связи
Клуб стажёров в сети «Школяры»
Вебинары
Сетевое взаимодействие на основе образовательных блогов
Сеть МРЦ ДО
Сетевые проеты.
Информационная поддержка деятельности стажировочной площадки: публичные отчёты на сайте, издание газеты «Переменка», «По секрету всему свету» в печатном и электронном виде, создание публицистических передач «Диалог+», работа блогов сайта «Школяры», создание сборника «Расширение социального партнёрства на основе информационной среды школы», «Воспитательная система «Быть гражданином  с детства – мощный ресурс детского самоуправления в школе».

Результаты деятельности стажировочной площадки.
Наименование проекта\ мероприятия
Статус проекта\ мероприятия
Количество участников, в том числе из других регионов
Объем финансирования и источник финансирования
Основные результаты
Практическое применение результатов
Модель  ИОС школы как условие повышения качества об­разования (в рамках БОП по реализации направления ФЦРПО 1.4)
общерос­сийский
258\62
626000р
  Повышение качества об­разования: положитель­ная динамика качества обу­чения, про­ектно- иссле­довательской деятельности.
Информ. образов. среда: эл. докумен­тооборот, школьная социальная сеть, ме­диацентр,  ЭОР,   приобрете­ние обору­дования)
Расширение социального партнёрства в (рамках БОП по реализации направления ФЦРПО 1.9)
общероссийский
361\131
1452000
Положительная динамика участия в управлении     участников образовательн отношений
Система ГОУ школы,  по­мощь ГОУ в   проведе­нии меро­приятий, приобрете­ние обору­дования
Информационно-библиотечный центр в условиях ИОС как научно-методический потенциал школы
(ФЦРПО 2.4.)
общероссийский
46\30
78.500
Повышение уровня квалификации
Электронный каталог ИРБИС – 64
 
Подключение к модулю СК-ОБРАЗОВАНИЕ школьных библиотек Забайкальского края.
Внедрение профстандарта педагога 
общероссийский
119\30



Повышение уровня квалификации
Обобщение опыта, публика­ции 

  Всего обучено –   784 слушателя. В стажировке принимали участие педагоги 11  районов Забайкальского края, республики Бурятия, р. Саха (Якутия), Амурской области. Было проведено 316  мероприятий. Было создано 11 выпусков газет «Переменка», 10  передач «Диалог +».  В 2014г обучено 78 слушателей р. Саха (Якутия), Амурской области, р. Бурятия. 80 слушателей Забайкальского края.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.